Данный метод предложен австралийским бизнес-консультантом Энди Селлманом (Andee Sellman). Он строится на данных трех базовых финансовых отчетов. В чем польза этой методики для владельцев небольших бизнесов? Если взять базовые финансовые отчеты, которые традиционно составляются нашими бухгалтерами, то для владельца, не имеющего бухгалтерской подготовки, понять их достаточно сложно. Они составляются на основании требований инструкций бухгалтерского и налогового учетов. Да и к тому же, они малопригодны для управления финансами бизнеса из-за бесполезной для этой цели детализации.
Рассматриваемая методика оценки финансового состояния бизнеса была разработана, чтобы дать возможность владельцу самостоятельно выполнять эту оценку, не прибегая к помощи финансовых аналитиков. Ее главное преимущество заключается в простоте, в небольшом количестве исходных данных, и в результате, представленном всего на одном стандартном листе.
Для овладения методикой требуется усвоить несколько ключевых финансовых понятий, необходимых для оценки финансового состояния бизнеса (ниже по тексту они выделены жирным шрифтом).
Упрощенная схема отчета о финансовом состоянии
Она состоит из двух опор, врытых в землю, и двух поперечных перекладин. Это удачная метафора ограды или забора, предложенная Энди Селлманом, олицетворяет устойчивость и защищенность бизнеса. Левый столб отображает начальное финансовое состояние бизнеса. Правый — финансовое состояние бизнеса на конец оцениваемого периода.
Баланс бизнеса
На них отображены итоговые финансовые показатели деятельности бизнеса: (1) стоимость бизнеса (капитал), т.е. все, что принадлежит бизнесу, (2) какая часть капитала находится в собственности владельца бизнеса (собственные средства), а (3) какая профинансирована из заемных средств (долги) и они еще не возвращены кредиторам.
Таким образом, вертикальные столбы этого финансового «забора» отражают стоимость бизнеса на начало и на конец отчетного периода. Из их сравнения можно вычислить (1) насколько подорожал бизнес, или обесценился, (2) насколько владелец бизнеса стал богаче или беднее.
Доходы и расходы бизнеса
Она отображает суммарные показатели основной деятельности за отчетный период: (1) сумму полученных доходов от продаж и (2) сумму понесенных общих расходов, (3) сумму итоговой прибыли.
Доход от продаж – это, валовая прибыль, которая получена путем вычитания из общего дохода всех затрат, непосредственно связанных с продажами.
Сюда включают расходы:
- Напрямую связанные с производством, включая стоимость товаров и материалов, которые были использованы для производства данного (проданного) объема продукта;
- на упаковку и сбыт этих продуктов;
- на их послепродажное обслуживание;
- на привлечение покупателей в точки продаж;
- на оплату всех работников, занятых в вышеупомянутых процессах, если они работают по сдельной схеме и т.д.
В итоге получаем показатель валовой прибыли, прибыль, полученная непосредственно с продажи конечного продукта бизнеса. Другое ее название — маржа. Чем выше маржа, тем спокойнее бизнесу, ведь с этих денег будут оплачены общие расходы бизнеса и все, налоги.
Примечание: маржа — величина, выражающая разность между двумя определенными показателями, например, при покупке ценных бумаг — разница между ценой покупателя и ценой продавца.
Общие расходы – это все оставшиеся расходы, которые не зависят от объемов производства.
К ним обычно относят:
- Заработную плату работников с расчетом по времени работы (бухгалтера, сторожа и т.д.);
- расходы, связанные с оплатой за аренду помещений;
- оплатой коммунальных услуг;
- оплату кредитов, налогов и т.д.
Результат основной деятельности бизнеса выражается через показатель итоговой прибыли, которая получается, если из дохода от продаж (валовая прибыль или маржа) вычесть общие расходы.
Движение денежных средств
По сути дела, это обобщенный бухгалтерский отчет о движении денежных средств (сокращенно ДДС). На что же расходуется итоговая прибыль бизнеса. Некоторая часть ее инвестируется в бизнес, а остаток, если он предусмотрен, может выплачиваться владельцам бизнеса в виде личного дохода (дивидендов). Чтобы оценить итоговый денежный поток необходимо инвертировать знак у суммы итоговой прибыли и прибавить суммы, инвестированные в капитал и выплаченные в виде дивидендов владельцу.
Итоговый денежный поток должен быть либо нулевым (вы распределили всю итоговую прибыль) или отрицательным (вам не хватило денег, и вы взяли дополнительный кредит, чтобы покрыть финансовые потребности бизнеса).
Отправить ответ
1 Комментарий на "Основы оценки финансовой устойчивости"
Мне статья показалась довольно интересной. Она достаточно развернутая. Люблю, когда все развернуто написано.