Плох тот бизнесмен, который мыслит только в пределах одного-двух месяцев. Стратегический менеджмент, или управление долгосрочными целями компании, — давно не модное нововведение, а жизненная необходимость любой фирмы, которая планирует жить на рынке долго и счастливо. «Родителем» стратегического управления как науки стал американец с русскими корнями, Игорь Ансов. Именно он в шестидесятых годах внедрил теорию в рынок, предложив модель стратегического менеджмента. Впоследствии идею активно подхватили и развивали его коллеги по экономическому цеху. Сейчас существует с десяток различных школ формирования стратегии фирмы. Но всех их объединяет одно – развитие долгосрочного плана компании для приведения ее к успеху.
Зачем мы здесь?
Задумываться над долгосрочными перспективами необходимо на старте бизнеса. Для этого предпринимателю нужно задуматься над ответами на такие вопросы.
- Для чего существует моя компания?
- Каковы основные цели моей фирмы?
- Какие нужны ресурсы?
- Кто будет потреблять мой товар?
Набросав крупными мазками основные вехи развития фирмы, рекомендуется приступить к детальной аналитике каждого пункта, начиная от способов продвижения товаров на рынок и мотивации персонала, заканчивая формированием годового бюджета и разработкой IT-инфраструктуры. В помощь стратегия Минцберга, или «пять П» — план, позиция, прием, «паттерн действий», перспектива. Также широкое распространение для выявления преимуществ и недостатков своей компании получили такие методы, как SWOT-анализ, матрица MCC (Миссия и ключевые компетенции), матрица BCG (оценка жизненного цикла товара и масштабов производства) и другие. В самом популярном, SWOT-анализе, оцениваются сильные и слабые стороны компании, а также ее возможности и угрожающие ее развитию факторы.
Копаем глубже
Итак, метод выбран. Теперь необходимо, как бульдозером, пройтись аналитикой по всем блокам организации производственного процесса: внешняя/внутренняя среда, структура компании, финансы (бухгалтерия, налоги, бюджет, инвестиции), ценообразование, точки сбыта товаров, персонал (психологический климат, мотивация), информационная среда.
Глубокая проработка этих пунктов и даст стратегическую картину управления предприятием на долгий срок и даст возможность собственникам увеличить свой доход, а сотрудникам сохранять мотивацию оставаться в компании как можно дольше. И простое правило, действующее не только в бизнесе. Любая цель, в том числе стратегическая, должна быть четко определена, измерима, достижима, соответвующая времени и ограниченная по срокам.
Отправить ответ
1 Комментарий на "Стратегический менеджмент"
Спасибо за интересную статью. Всегда с удовольствием читаю статьи на данную тематику.